четверг, 20 апреля 2017 г.

Основы композиции и мастер-класс по цветочной композиции в открытке

Всем привет, с вами Елена Великанова!
 Сегодня я хочу поговорить с вами о композиции в целом и о цветочных композициях в частности на примере открыток. На эту тему написано множество статей, и я не открою ничего нового, но для новичков  в скрапбукинге эта информация будет очень полезной.
Итак, давайте сначала определим, что же такое «композиция».
Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.
В любой композиции должен обязательно быть смысловой центр, который будет притягивать внимание зрителя. Смысловых центров может быть даже два, но один из них должен быть больше.  Это значит, что элементы должны быть сгруппированы в одном месте, а не разбросаны хаотично по всей открытке. Самая распространенная ошибка новичков, это как раз отсутствие этого самого центра в работе и стремление заполнить всю поверхность различными элементами, которые зачастую   не гармонируют друг с другом. При такой раскладке, взгляду не за что зацепиться, он будет «бегать» по всей открытке,  и такую работу не хочется рассматривать и пересматривать. Помните как поется в известной песне из фильма «Чародеи»? -  «Должна быть в женщине какая-то загадка, должна быть тайна в ней какая-то…». Так и в композиции)) Должна в ней быть какая-то тайна, которую хочется разгадать, рассмотреть  - что же там за элемент такой..


Совет: группируйте ваши украшения, не бойтесь их припрятать друг под друга, наслоить, показать не целиком. Мы же стремимся показать гармоничную композицию, а не каждый ее элемент в отдельности. Может быть, какую-то карточку или чипборд, или цветочек и хочется показать во всей красе, но, поверьте, гораздо интереснее будет разглядывать сложную композицию из припрятанных элементов, нежели каждый элемент в отдельности. Элементы должны как бы «вытекать» друг из друга, переход должен быть плавным. Один должен быть продолжением другого и т.д.
Еще один совет: не располагайте элементы на одном уровне по горизонтали или по вертикали. Это будет смотреться плоско и скучно. В работе всегда должна быть динамика, а для этого достаточно сдвинуть один из элементов чуть выше или ниже относительно другого, и вы сразу почувствуете разницу. Это касается не только элементов стоящих рядом друг с другом, это касается всей работы в целом.
А теперь поговорим о том, где же нужно расположить тот самый смысловой центр, чтобы работа была гармоничной.
Существует  несколько правил, по которым должна строиться композиция:
- правило треугольника

- правило золотого сечения

-правило диагонали.
Правило треугольника означает, что декор расположен так, что если провести между декоративными элементами воображаемую линию, то композиционный центр окажется внутри воображаемого треугольника.
Правило золотого сечения - лучшее место для расположения главного элемента композиции — это 1/3 по горизонтальной или вертикальной линии.  Т.е. если мысленно разделить поверхность на 9 равных квадратов, то основной элемент должен располагаться на пересечении этих квадратов.
 
С правилом диагонали все просто. Элементы располагаются по диагонали. Надо учитывать, что  бывает восходящая и нисходящая диагонали. Восходящая диагональ проходит из левого нижнего угла к верхнему правому и является предпочтительнее, т.к. работа выглядит более динамично и энергично с такой диагональю. Нисходящая диагональ проходит из левого верхнего в правый нижний угол.
Это не все правила, конечно же, но они являются основными.
Итак, подведем итог. Наша композиция должна быть
Цельной. Собираем все элементы в группы, элементы должны быть в одном стиле или тематике.
Уравновешенной. Все элементы должны быть сбалансированы, т.е. какой-то из элементов не должен выбиваться по цвету, размеру или тематике.
Гармоничной. Гармония должна быть во всем.
Динамичной.  Когда взгляд не останавливается в одной точке, а передвигается по вашей работе. Например, если вы расположили элементы по правилу треугольника или по диагонали. Динамичные композиции смотрятся гораздо интереснее.
Конечно же, при составлении гармоничной композиции нужно учитывать множество факторов.
Подбирать элементы подходящие друг другу по цвету, по стилю, по тематике и по размеру относительно друг друга. Но о цвете и о стилях – это уже совсем другая история.))
Я хочу еще остановиться более подробно на цветочных композициях в открытках. Рассмотрим один из вариантов более подробно на примере моей открытки.
Цветочные композиции тоже строятся по простым геометрическим фигурам.  Самыми простыми являются круг и треугольник.  Остановимся более подробно на последнем.
В качестве основного элемента мы берем один или два крупных цветка, они будут располагаться в центре.  Лучше брать разные цветы. По размеру, по цвету или по фактуре. От них уже будут отходить в стороны более мелкие цветы. И завершать такую композицию нужно всегда  чем-то вытянутым. Это могут быть бутоны, мелкие цветы, веточки, тычинки, листики или чипборд.
Для своей открытки я выбрала бумагу из набора "Наши детки! Девочки!"
Все мои открытки стандартного размера 10*15, поэтому я вырезаю три подложки с размерами 9,8*14,8, 8,8*13,8 и 7,8*12,8. Чтобы с каждой стороны бумагу было видно на полсантиметра.
У меня будет объемная цветочная композиция, поэтому с подложками я не мудрствую.
Из листа с карточками вырезаем рамочку с надписью "Девочка", она будет нашим центром.
Подбираю подходящий по цветовой гамме и тематике декор. У меня это тайские цветы, кружево, пуговицы и тычинки. А еще лента с помпошками розового цвета.
Начинаем собирать композицию. Сначала для объема я прикладываю кружево. Его почти не будет видно, но оно придаст композиции дополнительный объем и интерес. Прикалываю его степлером, опять же, для воздушности и объема. С таким методом крепления всегда можно что-то подсунуть под кружево, что-то припрятать при желании, и так оно будет смотреться более легко и воздушно нежели то, что намертво приклеено клеем.
Добавляю помпошки, которые тоже прикалываю в двух-трех местах. Прикалываем не ровно, а создаем загибы.
Затем я набрасываю приблизительную композицию по всем правилам. В центре у меня два крупных цветка - большая розовая розочка и мятная роза поменьше. От нее вправо и вверх отходят цветы поменьше - это лилии, цветы вишни и маленькие розочки. и завершают композицию бутоны роз и мелкие цветы и завитушки сверху. Под большой розой в центре добавила бантик из вощеного шнура для динамики.
Теперь начинаем все крепить. Крепим мы в обратном порядке. Сначала мелкие завершающие цветочки. прикрепляю их снова степлером. Так бутончики можно повернуть в разные стороны при желании.
Затем приклеиваем цветы поменьше. Лилии и цветы вишни я приклеиваю на клей, а розы я креплю по-другому. Я прокалываю дырочку и продеваю туда ножку цветочка. С обратной стороны закрепляю скотчем Таким образом я точно знаю, что мои цветы не отвалятся при любой эксплуатации. :)
В последнюю очередь добавляем наши центральные цветочки.
Обратная сторона. Все это безобразие у нас будет закрыто основой.
Добавляем мелкие детальки в виде пуговиц, в центр приклеиваем нашу вырезанную рамочку, под нее салфеточку. Надпись, кстати, приподнимаем с помощью кусочка картона. Так она не будет выглядеть плоско. Еще я вырезала бабочек и приклеила их за самую серединку. Осталось приклеить открытку к основе и любоваться результатом.



Надеюсь, мои советы и небольшой мастер-класс окажутся полезными. Творите с удовольствием))

6 комментариев:

  1. Елена, спасибо! Мне было полезно.

    ОтветитьУдалить
  2. Чудесный мастер-класс! И открыточка просто прелесть!

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, большая молодец, отличный мастер-класс! очень полезный Материал :) Открытка очень интересная, многослойная! Супер!!!

    ОтветитьУдалить